А правда ли, что у Чингисхана была фамилия Коган?

 

Есть одесский анекдот времен ранней советской власти. В это время в Одессе спешно переименовывали улицы. Одесситы новых названий не признавали, путались в них  и упорно называли все улицы по-старому. 

Из Бердичева в Одессу приезжает еврей. Он нанимает извозчика и просит отвести его на бульвар Николая Второго.

-         Это бульвар Фельдмана - говорит извозчик.

Поехали. Еврей сидит и думает. Наконец, осторожно спрашивает у извозчика:

- Скажите, уважаемый, а это правда, что у Николая Второго была фамилия Фельдман?

 

Неправда. У Николая Второго была фамилия Романов.

А вот про Чингисхана – правда. У него и в самом деле была фамилия Коган. Точнее – титул. Титул «хан» - вариант произношения от «хаган». Другие варианты – «каган» и «коган». Интересно, что все эти варианты произношения были в Орде «в ходу» одновременно.

Такой же титул носил и святой равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь - «каган земли Русской»

В низовьях Волги Орда построила город Сарай. Это был ее административный центр. Незадолго до Орды на этой территории находился Хазарский каганат – славянское государство, которое исповедывало иудаизм. Славянские евреи. Евреи славянского происхождения. Для кого-то это невозможно переварить, так силен «черный» миф о несовместимости одного и другого.

Как не странно, но нужно пожить в Израиле, для того, чтобы понять, что это возможно. Один мой приятель эмигрировал в Израиль еще в советские времена. И неожиданно в самолете он встретил характерно русских деревенских мужиков, которые тоже летели в Израиль. И тоже с целью эмиграции. Он расспросил их. Те сказали, что коммунисты в их деревне арестовали священника, а вот раввина не тронули. И, чтобы не быть безбожниками, они приняли иудаизм. В Израиле мой приятель обратился к раввину – как это возможно? Они ведь русские, как они могут быть евреями? Раввин спросил, «а сам ты, веришь в Бога Израиля?» Тот ответил, что нет. «Так это они евреи, а ты только родственник» - ответил раввин.

 

Расовая ненависть не только разрушительна, но и бессмысленна

 

Тема, которую я хочу, поднять, в нашем обществе наболела. И потому сторонникам «черного» мифа о расовой ненависти между русскими и евреями, как с русской, так и с еврейской стороны, этот раздел читать не обязательно.

Потому, что дальше я о том, что этот «черный» миф о расовой ненависти разрушителен и для русских, и для евреев.  Что этот миф не имеет никакой исторической почвы.

Дальше я о том, что во времена Орды здесь, на территории современной России, евреи были у себя дома. И никто их не считал чужими. И полное доверие между русскими и евреями существовало. И было взаимное уважение. И если между ними был бы обман, то это было бы наказуемым преступлением. Но обмана не было. Было сотрудничество.

Дальше я о том, что иудаизм был полноправной религией Орды. Что в ордынские времена наметилось сближение между иудаизмом и христианством. Что это отразилось в особенном почитании ордынским христианством Пятикнижия Моисея. Что в канон богослужения введены ветхозаветные чтения.

И только во времена «Третьего Рима», после распада Орды, после введения единоверия, началась борьба с «ересью жидовствующих» внутри церкви.

 

Некоторые замечания о слове «жид». Оно не было оскорбительным ругательством в ордынские времена. Это важно, потому, что слово будет встречаться в текстах исторических источников. Например, славянское имя Жидислав носит явно уважительный характер.  В современном польском и венгерском языках слово «жид» по-прежнему уважительно. У моей израильской знакомой в Польше выкрали документы. Ей выдали временное удостоверение, в котором значилось, что она «национальнощи жидовскей». Никто ничего оскорбительного в этом не видел. Кроме того, что документы все-таки украли.

Почему же в русском языке «жид» - злое слово?

Дело в том, что со времен Екатерины на ново-завоеванных землях Бесарабии и Причерноморья происходила массовая эмиграция евреев из Польши, Германии и Венгрии. Это, обычно, очень бедные, обездоленные люди, не сумевшие ужиться с полякам или немцами.

И как у всех переселенцев, у них начинаются проблемы с местными жителями. Их называют «жидами», так, как называли и в прошлом. И как называли в странах, откуда они эмигрировали.

Им ставили в вину:

-         плохое знание русского языка,

-         неуважение к собеседнику и его культуре,

-         меркантильность, жадность (в русском языке осталось выражение «не жидись»),

-         вообще характерную для бедных людей, но еще и чужеродную, неопрятность.

Слово «жид» становится именем нарицательным, ругательством,

обозначающим названные качества.

 

К чести для евреев, они очень быстро устраняют все эти недостатки.

 Евреи изучают русский язык, и говорят хотя и с акцентом, но грамотно и понятно. А те, кто получает образование, говорят лучше коренных русских.

Евреи не только хорошо понимают русскую культуру, но принимает в ее создании серьезное творческое участие. В русской культуре – тысячи еврейских имен.

Евреи перестают быть очень бедными людьми, и для них менее характерными становится жадность и неопрятность. 

И к чести для русских, русские признали, что евреи перестали соответствовать тому негативному образу, с которым было связано ругательство «жид». И стали называть евреев очень уважительным именем, взятым из Священного Писания. А старое название осталось ругательным словом, уже не имеющим строго национального характера. Этим ругательством могут обозвать человека любого происхождения, проявляющего соответствующие негативные качества, например, жадность.

Правда, после распада Советского Союза в России появились новые переселенцы. И к ним счеты гораздо более серьезные…

 

Евреи и Орда

 

Бушков в своей книге отыскивает важный фактический материал.

«Известный историк-эмигрант, профессор Йельского университета  Г.В.  Вернадский был крайне категоричен в суждениях: "… около  865  г.  хазарский каган и многие из его знати были обращены в иудаизм...  главным  центром иудаизма древней Руси был Киев. Еврейская колония существовала там с хазарского периода. В двенадцатом веке одни из городских ворот Киева  были известны как Еврейские ворота, что является свидетельством принадлежности евреям этой части города и значительного их количества в Киеве. Евреи играли значительную роль как в коммерческой, так  и  в  интеллектуальной жизни Киевской Руси. По крайней мере, один из  русских  епископов  этого периода Лука Жидята из Новгорода был, как мы можем полагать,  еврейского происхождения. Иудаизм имел сильное влияние на русских в этот период,  в результате чего русские епископы, подобно Илариону Киевскому  и  Кириллу Туровскому, в своих проповедях уделяли значительное внимание взаимосвязи иудаизма с христианством"…

Вот что писал персидский историк XIII века Фахраддин  Мубаракшах:  "У хазар есть такое письмо, которое происходит от русского; ветвь румийцев, которая находится вблизи них, употребляет это письмо, и они называют румийцев русами. Хазары пишут слева направо, и буквы  не  соединяются  меж собой... Та ветвь хазар, которая пользуется этим письмом, исповедует иудаизм".

Вот так. Общеизвестно, что евреи пишут справа  налево...  Хазары  заимствовали веру, но не письменность.

Уже упоминавшийся Татищев на основании каких-то утраченных материалов считал, что хазары - славяне. И оставил  крайне  примечательную  запись: согласно его изысканиям, киевские иудеи говорили на... славянском языке.

Следовательно, и "киевские евреи" - не более чем  славяне,  принявшие

иудейскую веру. Отсюда и Лука Жидята, обязанный своему прозвищу,  скорее всего, происхождением из рода славян-иудеев. Кстати, в XII веке встречается отчество "Жидиславич", которое могло образоваться только  от  имени Жидислав.

   Схожие аргументы можно подыскать и в русском эпосе - в древних  былинах. Там, оказывается, действует богатырь с определенно еврейским именем Саул. Там Илья Муромец сражается с "богатырем Жидовином из  земли  Жидовинской". Там часто мелькают витязи, которых называют "жидове  козарские" - вроде богатыря Михаилы Козарина. Обратите внимание -  витязи.  Не ростовщики с пачкой векселей в сумке, а настоящие богатыри,  восседающие в доспехах на борзых конях».

         Другими словами, еще до ордынских времен среди восточно-европейских славян был широко распространен иудаизм. В Киеве живет большая иудейская община. Иудейская община не подвергалась никаким притеснениям во времена Орды. Значит, она влилась в сообщество ордынских религий.

Судя потому, что Сарай был основан именно на той территории, где жили иудеи-хазары, иудаизм в содружестве ордынских религий играл вовсе не последнюю роль.

«Косвенным подтверждением родства славян и хазар служит титул, которым величались предводители и тех, и других...

Любой, безусловно, согласится, что строчка из хроники: "...и встретились для совета три короля, два герцога и три барона"  может  относиться исключительно к Европе. А упоминание о встрече на высшем уровне меж несколькими "султанами" касается только исламского мира. И общность  "короли", и общность "султаны" подразумевает для своих членов общую  религию, схожие культуры, близость по уровню развития...

Так вот, титул, который носил глава Хазарского каганата,  имел  распространение не в одной Хазарии. "Каганами" были правители авар,  болгар, венгров... и славян! Академик Рыбаков пишет: "Византийский титул (царь А.Б.) пришел на смену восточному наименованию  великих  князей  киевских "каганами". В том же Софийском соборе на одном из столбов северной галереи была надпись: "Кагана нашего С..." Заглавная  буква  С, стоявшая  в конце сохранившейся части надписи, может указывать на Святослава!    Ярославича или Святополка Изяславича".

   Митрополит Иларион (1051-1054), первый русский по происхождению,  за-

нявший этот высокий пост, написал сочинение "Учение о Ветхом и Новом законе", куда вошла и "Похвала кагану нашему Владимиру". Так и в  тексте:

"...великие и дивные дела нашего учителя и наставника,  великого  кагана

нашей земли, Владимира..."

Одним словом, никогда не было противостояния славян и "неразумных хазар". Вплоть до Кавказского хребта обитали родственные племена славян  - древляне, поляне, киевляне, хазары. Иные из этих славян,  как  ни  прискорбно покажется это иному "патриоту",  исповедовали иудаизм  -  а  иные, как мы увидим впоследствии, мусульманство,  подобно  волжским  болгарам…»

Хуже того….

Вспомним, как так случилось, что легендарный князь Игорь выехал из Киева с малой дружиной,  и его вместе с богатой добычей взяли в плен половцы. Как так случилось, что дружина была малой, а добыча была богатой? И куда он вез эту добычу – золото, ценности? «Слово о полку Игореве» как бы вскользь упоминает, что князь Игорь вез «дань козарску». А за что платят дань? За покровительство и защиту. На современном языке, за «крышу». Другими словами, князь Игорь – подданный Хазарского каганата.

И потому «Как ныне сбирается вещий Олег (Игоревич) отмстить неразумным хазарам…». За что? За «буйные набеги» печенегов и половцев, от которых хазары не смогли дать защиту. «Крыша» ненадежная, течет. Самостоятельность нужна. Или другие покровители… Отделившись от Хазарского каганата, киевские князья сами становятся каганами земли русской.

Титул «князь» - христианский. Он близок к польскому «ксяндз», немецкому «кеннинг», скандинавскому «коннунг» и английскому «кинг». А Киевская Русь еще не крещена. Потому киевские князья – каганы.

 А когда обращаются за защитой к варягам, к Рюрикам, возникает проблема титула. Варяги – христиане.

Оставим читателю самому догадаться, из какой религии крестилась Киевская Русь, если святой равноапостольный князь Владимир после этого сменил на титул «князь» титул «каган».

Правда, «повесть временных лет» говорит о языческом поклонении Перуну в Киеве. Но знаете ли вы хоть один славянский город, названный в честь Перуна? Я припоминаю только один. Город Пярну в Прибалтике. Перун - это языческое божество варяг. А может быть, языческие названия славянских городов не сохранились? Сколько угодно. Кострома, Кощейково, сами слова «кощун, кощунство». Что они значат? Поклонение предкам, культ костей умерших. Как это обычно и бывает у земледельцев – язычников.

Есть еще одно подтверждение близости иудаизма и киевской славянской культуры.

Просуществовав три сотни лет, Орда распалась. Новый идеологический проект был назван «Третьим Римом». Государственная религия – новое православное христианство, построенное по византийскому образцу. Но сам термин «православное» - перестает быть внешним названием. Кто-нибудь встречал термин, похожий на «Right Glory Christianity»? А вот «Orthodox Christianity» - сколько угодно! Ортодоксальное, устаревшее, отжившее, старомодное, но уж никак не православное христианство!

И оно становится государственной религией. А остальные исповедания притесняются. И вот тогда начинается борьба с «ересью жидовствующих». И своих-то старообрядцев не щадили! А иноверцев-то и подавно.

Куда же деваться хазарам, иудеям славянского происхождения?

Креститься в новую, никонианскую (старую, византийскую) православную веру. Уж очень не хочется. Но это способ уйти от притеснений.

 Сниматься с места и податься к своим…. К евреям! В Германию. В Польшу. В Венгрию. Но и там их не очень ждут. Они мало похожи на тамошних евреев. Европейские евреи говорят, в это время, на диалекте немецкого языка. Он называется «идише» или «идиш».  И в этом языке появляется ругательство … «Хозар!» Смысл его почти в точности соответствует русскому ругательству «жид». Плохое знание языка. Меркантильность, жадность, неуважение, неопрятность. Бедность. И еще свинство.

Но эти недостатки со временем устраняются. И на смену ругательному «хозар» приходит уважительное «коган». Народы, которые объединил хан Узбек, называются узбеками. Незнакомого индейца называют уважительно Вождь. Еврея, славянина по происхождению, бывшего подданного кагана, именуют «коган». Возникают столь характерные еврейско-славянские фамилии - Кагановский, Каганович, Каганов, Коган. Западноевропейский вариант Кохен, Коен.

Но есть и другой способ не переходить в никонианство. Объединиться с христианами-староверами! Ведь обе религии дружественные, ордынские!

Цитируем.

«Итак, мнение о том, что хазары - это славяне,  родилось  не  сегодня. После Татищева, в начале XIX века, о том же писал в своей "Истории русов или Малой России" архиепископ Белорусский  Георгий  Кониский:  "Козарами (именовали - А.Б.) всех таковых, которые  езживали  верхом  на  конях  и верблюдах и чинили набеги, а сие же название получили наконец и все воины славянские, избранные из их же пород для войны и  обороны отечества, коему служили в собственном вооружении, комплектуясь и переменяясь также своими семействами. Но когда во время военное выходили они  вовне  своих пределов, то другие гражданского состояния жители делали им  подмогу,  и для сего положена была у них складка общественная, или подать,  прозвавшаяся наконец с негодованием дань козарам. Воины  сии  переименованы  от царя греческого Константина Mономаха из козар - казаками, и такое название навсегда уже у них осталось".

Здесь уже попахивает жареным. Казаки, которых почитают за ярых антисемитов, в прошлом исповедывали иудаизм. Конечно, среди хазар были и христиане. И все же это объяснение недостаточно. Есть что-то странно похожее на правду в этих словах архиепископа Белорусского. Я многократно замечал характерно еврейские черты у кубанских казаков. Большой нос с горбинкой. Полные губы. И характерно еврейский взгляд. И что очень характерно - хотя это может быть чисто статистической ошибкой – мне просто так везло - очень много смешанных еврейско-казачьих браков. Может быть, это голос крови?

И, тем не менее, очевидно, что только три пути было у славянских иудеев-хазар.

Принимать никонианство, идти в казаки-старообрядцы или уезжать на Запад, к евреям. Видимо, каждый сделал свой выбор.

А для нас важно одно. У современного еврея есть серьезная доля русской, славянской крови. И у каждого современного русского есть существенная доля еврейской. И не только за счет смешанных русско-еврейских браков. Об этом говорит распространенность фамилии «Коган» и ее вариантов. Об этом говорит ругательство «хозар» на языке «идиш».

Теория расовой несовместимости русских и евреев дает глубокую трещину. Владычное слово джунглей «мы с тобой одной крови, ты и я» русских и евреев не разделяет. Мы близкие родственники.

И не только по крови. Славяне и евреи – очень древние культуры. В этом мы похожи. И потому мы можем так легко понимать друг друга.

 

Николай Бердяев, профессор, дворянин, мыслитель, разрабатывая новую богословскую концепцию свободы, не мог найти понимания у современных ему философов-христиан. Но зато прекрасное понимание он нашел у еврейской молодежи. Его дворянские домочадцы с удивлением следили за странной дружбой между матерым барином и «яшками», как они называли его молодых друзей - евреев.

Лев Николаевич Толстой, пытаясь осмыслить свою веру, искал беседы не c учеными богословами, а шел к еврейскому раввину. И по итогам их бесед он создал новое направление в христианстве, имеющее десятки тысяч последователей – толстовство.

Тема о прекращении расовой ненависти между русскими и евреями – совсем не новая. Солженицын написал работу «Двести лет вместе». Старик недооценил. Тысячу лет вместе!

 

Конечно, у немцев есть свои евреи - Фрейд, Маркс и Эйнштейн. И у французов. Но столько выдающихся еврейских имен, сколько есть в русской культуре, нет нигде. 

Художник Исаак Левитан. Поэт Борис Пастернак. Композитор Дмитрий Шостакович. Писатели Шолом-Алейхем, Илья Эринбург, Ильф и Петров, Валентин Катаев. Физик Абрам Иоффе. Можно ли всех перечислить? Тысячи имен, сделавших русскую культуру тем, что она есть! Почему именно здесь, в России, проявилось столько ярких еврейских талантов? Почему не в Испании, не во Франции, и даже не в Германии, а в России?

Все очень просто. Евреи не пришли в русскую культуру. Они в нее вернулись!

 Будучи хазарами, они ушли в Польшу. А потом, спустя несколько веков, вернулись домой, в Россию. На землю предков. И почувствовали себя дома. Не совсем еще дома. Они все же были пришельцами. Но более дома, чем где-нибудь еще.

И, хотя сейчас евреи построили свое государство на Ближнем Востоке, родственные чувства к России не потеряны. Израиль строился по образцу западноевропейского государства под патронажем США. Русский язык, хотя и не подавлялся, но и не поддерживался. Но постепенно он стал одним из рабочих языков в армии, потом появился русскоязычный канал телевидения. Израильтяне русского происхождения читают русские книги, пересылают цитаты друг другу по электронной почте, следят за русской прессой, смотрят русское телевиденье. Многие возвращаются в Россию.

 

Чего бы ни говорили о евреях недружелюбного, никто не скажет, что евреи плохо относятся к своим детям. А дети – это и полотна Исаака Левитана, и искрометные грустные рассказы Шолом-Алейхема. Это семена, посеянные в русской культуре. С чем останутся евреи, если они бросят своих детей? Станут обеспеченными, но скучными европейцами, которых постепенно вытесняет этническая экспансия   соседей-арабов?

И чем станут русские, если забудут свое прошлое, великий период сотрудничества великих религий, иудаизма, христианства и других названных? Народом, послушно удушенным озверевшими чиновниками, взятками и самоуправством? Народом, ставшим легкой добычей Европы и Америки, доживающим остатки своей обеспеченной старости? Заинтересованных только в русском энергетическом сырье, но не в самих русских?

 

Иудаизм и христианство

 

Несколько слов о чисто догматическом различии христианства и иудаизма.

Академик Фоменко в книге «Империя» назвал иудаизм «доиисусовым христианством». Он умеет шокировать своими определениями. Назвать иудея христианином определенного направления – это нечто, казалось бы, немыслимое, вроде «women, женщина  - это мужчина, который может рожать».

Но Фоменко – математик, и его логика безупречна. Слово Христос – это дословный перевод иудейского «Мешиах, Мессия, или Миропомазанный». В переносном смысле – это ожидаемый великий Царь, имеющий особое благословение Бога (миропомазание), который осуществит Закон Божий на Земле в Своем Царстве. Иудаизм основывается на ожидании пришествия Мессии. То есть Христа, по-гречески. Это отрицать невозможно. Следовательно, иудеи – это тоже христиане. Различие состоит только в оценке личности Иисуса.

Христиане верят, что Иисус и был воплощением того Мессии, Которого ожидают иудеи. Иудеи утверждают, что Мессия еще не приходил, так как Царство Его не построено и нет никаких признаков такого строительства. Христиане не спорят с этим. Они тоже ждут прихода Мессии и его Царства. Только называют это Вторым Пришествием. Первое же пришествие было как бы неокончательным, подготовкой ко Второму.

 

А как иудеи относятся к личности Иисуса? Оказывается, по-разному. Единой позиции в иудаизме нет.

Варианты.

1. Иисус – чисто мифологический персонаж, реально никогда не существовавший. Об этом говорят неточности в Евангелиях. Например, Иисус не мог разгонять торгующих в Храме. В Храме было запрещено не только торговать, но и думать о деньгах. Иисус не Мешиах, так как в реальности его не было.

2. Иисус – представитель одного из направлений иудаизма – ессеев. Ессеи практиковали безбрачие, и поэтому пополняли свои ряды с помощью публичных проповедей. Иоанн Креститель – ессей. Он крестил Иисуса. Поэтому и Иисус, видимо, ессей. Он проповедовал, и у него было много сторонников. Содержание проповеди Иисуса во многом сходно с учением ессев, зафиксированным в Кумранских рукописях. Эти рукописи были найдены в пещерах у Мертвого моря.

Другие направления иудаизма в то время – фарисеи и саддукеи. Иисус в своих проповедях жестко критикует их, а, следовательно, хорошо  их понимает. Это значит, что он принадлежал к хоть и другому, но все же близкому направлению иудаизма. Вероятно он ессей.

  Иисус не Мешиах, он просто выдающийся проповедник ессейского направления иудаизма.

3. Направление «Jewish for Jesus – евреи за Иисуса». Иисус - это Мешиах. Он пришел на время, чтобы подготовить свое Второе Пришествие. Но христиане все делают не так, как надо. Нужно соблюдать все традиции иудаизма. Соблюдать кошрут - не есть свинины и другой запрещенной еды. Делать обрезание крайней плоти. Соблюдать субботу. Изучать древнееврейский язык – иврит и читать на нем Тору (Пятикнижие Моисея). Каждую субботу собираться не менее 10 человек и проводить богослужение.

 

Создается впечатление, что при всем различии отношения к Иисусу в разных направлениях иудаизма, особого неприятия к нему нет. Подчеркивается только необходимость соблюдения национальных традиций ритуальной гигиены. А степень признания Иисуса, в качестве Мессии, в качестве пророка или просто мифологического персонажа в иудаизме не является принципиальной.

А что касается самого учения Иисуса Христа? Лев Николаевич Толстой пишет, что он пытался найти особые отличия христианства от других религий. Для этого он посещал раввина, продвинутого учителя иудаизма, и называл ему все заповеди Иисуса Христа. И произнесенные в Нагорной проповеди, и множество других. Раввин открывал книгу Талмуд и находил в ней точное соответствие христианским заповедям, утверждая, что все это евреи выводят из Торы, из Пятикнижия Моисея.

Книга Талмуд написана как комментарии к Пятикнижию во времена еврейской диаспоры (рассеяния) в европейских, христианских странах. Если в ней приведены, в другой форме, все христианские заповеди, даже если они и выведены из Пятикнижия, не означает ли это признание основополагающих положений христианства. Пусть даже без указания прямой связи с проповедью Иисуса Христа? И не логично ли предположить определенное влияние наиболее продвинутых идей христианства на иудаизм?

А об обратном влиянии и сомнений быть не может. Иисус был иудеем, соблюдал иудейские традиции, проповедовал среди иудеев.

Не пора ли предположить, что христианство и иудаизм – родственные религии? У них больше общего, чем различий. Обе они достаточно зрелые, чтобы уважительно и достойно отнестись друг к другу, проявить сочувствие, понимание и, главное, доверие.

Несколько слов о еврейском миссионерстве.

В отличие от христианства, миссионерство в иудаизме принципиально запрещено. Еврею запрещается обращать в иудаизм «язычников», то есть людей не еврейского происхождения. Еврейское происхождение прослеживается по материнской линии.

Однако, если человек принял иудаизм сознательно, соблюдает требования иудейской ритуальной гигиены, знаком с Торой (пятикнижием), поддерживает связь с еврейской общиной, посещает синагогу, то раввин не может отказать ему в письменном свидетельстве о принятии иудаизма.

 Раввин должен только трижды попытаться отговорить его, ссылаясь на высокую ответственность верующего, тяготы религиозной жизни и на гонения со стороны иноверцев. Если, после отговоров, человек настаивает, раввин проводит религиозную инициацию и выдает письменное свидетельство.

Это свидетельство дает право в любом городе, куда бы он ни приехал, узнать, где живут евреи, и обратиться к раввину. Раввин проведет с ним длительную беседу, познакомит с жизнью местной общины, поинтересуется планами, и расскажет множество случаев, как подобные планы осуществлялись, какие есть и будут трудности, познакомит с нужными людьми. В общине его поддержат и помогут. Именно эта традиция взаимопомощи, обычно с помощью специально подготовленного опытного и мудрого советчика, раввина, особенно ценна в иудаизме. Принадлежность к иудаизму дает уважение евреев и чувство защищенности. Это иногда работает лучше, чем проповеди миссионеров.

Поэтому, несмотря на запрет миссионерства, переход в иудаизм является вовсе не редким явлением. Поэтому встречаются евреи-негры, и евреи-азиаты.

Таким образом, хотя иудеи и имеют, без сомнения, некоторую антропологическую «семитскую» доминанту, это не узко-национальная, не этническая, а мировая религия. Иудаизм – явление культурно-религиозное, а не этническое.

 

Выводы.

 

Русское христианство и иудаизм связывает тысячелетнее сотрудничество. Значительное число этнических славян исповедывало иудаизм, как до монгольского периода, так и в ордынское время.

 После принятия идеологического проекта «Третий Рим» и  византийского варианта христианства, значительная часть славян, исповедывающих иудаизм, эмигрировала и влилась в западноевропейскую еврейскую диаспору.

Там они не были приняты совсем уж радушно, появилось ругательство «хозар», но все же ассимилировали. Предположение о значительной доле славянской крови у современных евреев подтверждается широким распространением фамилии «Коган» и ее вариантами, предположительно означающей бывшее подданство у Кагана Великой Орды или подданство Хазарского Каганата.

Повторная эмиграция евреев из Польши и Венгрии в Россию в 18-19 веках носила характер «возвращения на историческую родину» и привела к небывало высокому участию евреев в культурно-историческом процессе в России. Участие евреев в русской культуре и политике осязаемо и значительно.

 Богословско-догматические различия христианства и иудаизма не так значительны, как принято считать. Различия состоят, в основном в области языка и традиций. Даже различия в оценке роли и личности Иисуса не являются значимыми в богословском смысле.

Тем не менее, традиции взаимопомощи и сотрудничества, родственные ордынским, иудеями были глубоко развиты в течение долгого времени диаспоры, и провели к созданию раввинистической традиции – традиции опытных советчиков и помощников, помогающих еврею сориентироваться в сложной социально-культурной обстановке. 

Отказ от своей русской культурной составляющей для евреев – эмигрантов в США, Германии и Израиле ощущается ими как значительная потеря, которой они стараются не допустить. Однако их усилий хватает на одно, максимум на два поколения.

Многие возвращаются из эмиграции в Россию, вполне отдавая отчет в том, что страна, в которую они вернулись, находится в очень тяжелом положении - на грани экономического, политического, идеологического и, может быть, военного кризиса.

 

Hosted by uCoz